Одним из наиболее живучих мифов последних веков является тезис об извечном и неизбежном конфликте между религией и наукой. Уходящий корням ко временам Французской революции, в наиболее полном виде он был изложен американским историком, дипломатом и первым президентом Корнельского университета Эндрю Уайтом в известной работе «История войны науки с теологией в христианском мире» (1896). Несмотря на то, что отстаиваемые Уайтом идеи (известные также как «conflict thesis») были отвергнуты большинством историков науки более полувека назад, они смогли довольно основательно закрепиться в массовом сознании, особенно в странах находящихся под властью коммунистической диктатуры. В скором времени я посвящу ряд материалов изложению взглядов современных исследователей на взаимоотношения религии и науки, а прямо сейчас остановлюсь на одном «под-мифе», гласящем, что настоящие ученые не верят в Бога и выступают против религии.
Как это часто бывает с любыми стереотипами, они воспринимаются в качестве само-собой разумеющихся и, по этой причине, могут не подвергаться проверке сколько угодно долгое время. Так было и в рассматриваемом случае — на протяжении большей части 20 века лишь единичные работы изучали собственные взгляды ученых на религию. Зато критики религии многие десятилетия озвучивали странные цифры о проценте неверующих среди ученых, порой доводя этот показатель до девяноста и более процентов. Основываясь, фактически, только на собственной интуиции. Наконец, в последние годы, ситуация изменилась, благодаря американским социологам, обратившим внимание на этот вопрос и приступившим к серьезным исследованиям, результаты которых стали приятным сюрпризом для многих верующих, и серьезным ударом по позициям их оппонентов.
Наиболее масштабная работа была проделана группой социологов во главе с Элейн Экланд [1] из Университета Райса (по иронии судьбы, она получила докторскую степень по социологии в том самом Корнельском университете, которым некогда руководил Уайт). С 2005 по 2009 год Экланд опросила 1646 ученых из 21 элитного университета [2], в том числе провела 271 глубокое интервью. В выборку Экланд попали ученые из семи дисциплин — биологии, химии, физики (естественные науки) и социологии, экономики, психологии, политологии (общественные науки) — почти две трети из которых на момент исследования являлись ординарными профессорами (full professors). Ее результаты были опубликованы в ведущих академических журналах, включая «Social Problems», «Social Forces», «Sociology of Religion», «Journal for the Scientific Study of Religion», а также изданы Оксфордским университетом в виде отдельной монографии «Наука против религии: что на самом деле думают ученые» [3].
[Science vs. Religion: What Scientists Really Think]
Вот некоторые наиболее интересные результаты:
1. 66% ученых из области естественных наук и 69% из области общественных проявляют интерес к духовности, при этом 35% имеют сильную или очень сильную вовлеченность в духовные поиски.
2. 34% заявляют, что не верят в Бога. При этом наиболее набожными учеными, неожиданно, оказались химики — среди них атеистов только четверть. Перепад между естественным и общественными науками есть, но не очень значительный — 36,5% и 31%. Женщины-ученые более склонны к вере, чем мужчины. В целом, 35% заявляют, что верят в Бога или высшую силу. Еще 30% склонны быть агностиками.
3. 71% ученых считают, что в религиозных традициях содержатся определенные базовые истины.
4. 27% ученых-агностиков и 22% ученых-атеистов описывают себя как «духовных, но не религиозных».
5. 19% ученых посещают религиозные службы раз в месяц или чаще, в том числе 8% — раз в неделю или чаще.
6. 56% ученых придерживаются «либеральных» подходов к понимаю религии.
7. Только 5 из 275 респондентов (менее 2%), с которыми были проведено глубокое интервью, описали себя как противники религии.
О чем говорят результаты, полученные Экланд? С одной стороны, среди американских ученых доля атеистов и агностиков на порядок больше, чем в общей массе населения США. С другой, стереотип о повальном атеизме и презрении к религии среди ученых просто напросто не находит подтверждения. Напротив, подавляющее большинство ученых относятся к религии нейтрально, либо положительно, и лишь очень малая часть рассматривает ее как противника. Значительный процент ученых, даже дистанцирующихся от религии, придает большое значение духовным поискам. Экланд называет эту группу «духовными предпринимателями»(spiritual entrepreneurs) и полагает — небезосновательно — что ее вес и численность будут увеличиваться. Другое важный вывод — уровень религиозности и отношение к религии мало связаны с тем к какой области науки (natural/social) принадлежит ученый.
[Религиозных убеждения среди ученых]
Для полноты картины не лишним будет кратко остановиться на другом крупном исследовании [4], проведенном в 2009 году Pew Research Center — наиболее авторитетным центром, изучающим взаимоотношения религии и общества. Выборка делалась из действующих ученых в области естественных наук, являющихся членами Американской ассоциации содействия развитию науки. Они получили результаты, похожие на данные Экланд, но отличающиеся по ряду пунктов: так, суммарное число атеистов и агностиков составило 41%, в то время как верующих в Бога или высшую силу 51%.
Однако, наиболее показательным является не усредненный, а дифференцированный результат. Вопреки прогнозам и Экланд, и Pew нашли прямую корреляцию между поколением, к которому относится ученый, и верой/неверием. Выглядит она следующим образом (составлено по даннымPew):
[Религиозные убеждения среди ученых] Как видно, в каждом следующем поколении количество неверующих уменьшается, в то время как количество верующих возрастает. Это перекликается с глобальным трендом — постепенное уменьшение доли атеистов и агностиков в населении планеты с 8о-х годов. Что касается именно научного сообщества, то здесь картина ясна — ученые, старше 65 лет, поступили в колледжи и университеты в 50-х или самом начале 60-х, в эпоху позднего модерна, а с ее сильными и слабыми чертами, не исключая такую черту, как веры в скорый закат религии. Следующие же два поколения застали закат, но не религии, а самого модерна. Сегодня, как бы банально это не прозвучало — модерн мертв, а имеющиеся данные показывают, что нас ждет очень интересное будущее, в котором религия будет играть отнюдь не последнюю роль.